|
История создания фильма Идея снять фантастический фильм пришла к
Джорджу Лукасу еще в годы учебы, когда он работал над своим студенческим
проектом "Электронный лабиринт ТНХ 1138: 4ЕВ". Идея постепенно обретала форму,
но только после знакомства Лукаса с фильмом Акиры Куросавы "Скрытая крепость" у
идеи появился сюжет. В 1971 году, когда Лукас работал над фильмом "Американские
граффити" появились первые наброски сценария будущего шедевра, Вся история
укладывалась на 12 листах под довольно абсурдным названием:"История Мэйса Уинду,
преподобного Джедай-бенду, родственника Исиби Си-Джи Тейпа, ученика великого
Джедая". За следующие 6 лет история претерпевает значительные изменения.
Например, вначале принцесса Лейа Агилайя летела в "Звезду смерти" спасать своего
брата Люка Старкиллера, Хан Соло и Оби-Ван Кеноби были одним персонажем, а весь
актерский состав планировалось импортировать из Японии. Пришло время обивать пороги киностудий, а сценарий так и не был готов. Несколько киностудий отказались от идеи снять этот странный фильм, но в конце концов удача улыбнулась Лукасу и его сценарий утвердили боссы киностудии "Двадцатый век- Фокс". Впрочем без споров не обошлось: студия хотела звезд на главные роли, а Лукас - новичков. Лукас отказался от дополнительной оплаты своей режиссерской работы в обмен на авторские права на персонажей, таким образом студия владела фильмом, а Лукас - персонажами и правом использовать их где угодно. К концу 1975 года сценарий был более-менее готов, началось призводство спец. эффектов и съемка моделей космических кораблей. Вскоре "добро" на основные съемки было получено. Лукас объединяется с Брайаном Де Пальмой и устраивает общее прослушивание претендентов на роли. Так актеры, пришедшие к Лукасу одновременно прослушивались на фильм Брайана Де Пальмы "Кэрри", и наоборот. После предварительного просмотра было отобрано 50 человек. "Люк доставлял мне больше всех хлопот- вспоминает Лукас.- Я все думал: ну кто из знаменитостей может его сыграть? И ни одно имя не шло на ум". На роль принцессы были прослушаны такие будущие известности как Эми Ирвинг, Нэнси Аллен, Сисси Спейсек, и даже Джоди Фостер. Вторым претендентом на роль Люка оказался Уильям Кац. Впрочем без работы они не остались: всю эту компанию (за исключением Джоди Фостер) можно увидеть в фильме "Кэрри". На роль Хана Соло претендовали даже Кристофер Уолкен и Ник Нолт. В конце концов Марк Хэмилл и Кэрри Фишер возглавили список, а остальные отошли Брайану. "Я хотел не просто подобрать актеров- говорит Лукас,- а сделать это так, чтобы их собственные "я" совпадали с "я" их героев". Прослушав всех претендентов на роль Хана Соло Лукас совершил еще один странный поступок, а именно: отказав сразу всем послал за единственным человеком на эту роль не претендовавшим- Харрисоном Фордом. Форд и Лукас были давними друзьями и Лукас, как одолжение, попросил Харрисона помочь с подбором актеров. Помощь Харрисона заключалась в чтении фраз Хана Соло на прослушивании предполагаемых Люков и Лей. Харрисон никаких иллюзий не имел, поэтому время от времени ругал Лукаса за "деревянные" фразы, которые никак не хотели произноситься: "Фу, Джордж, какой Дьявол дернул тебя такую гадость написать?" Ругательства были довольно крепкими и приводили а шок молодых актеров: им-то приходилось быть предельно вежливыми и они отвечали "Да, сэр", "нет, сэр". С Алеком Гиннесом тоже без курьеза не обошлось- сценарий ему попросту подкинули в гримерную. Несмотря на советы своего агентса не читать невесть откуда взявшийся манускрипт Гиннес его все-же прочел. "Мой персонаж был описан как нечто среднее между волшебником Мэрлином и японским самураем,- делится своим впечатлением сэр Алек.- Конечно, я не мог упустить такое заманчивое предложение." Перед началом съемок Лукас делает еще несколько изменений и отправляется в Тунис. Март 1976 года, тунисская пустыня встречает съемочную группу первым за поледние 50 лет ураганом с дождем и грозами. Почти все декорации уничтожены, следующий день полностью уходит на их восстановление, что сразу вызывает отставание от графика. Актерам устроили проверку на выживание, они работали по 10- 15 часов в сутки, потом просмотр, на сон оставалось не более 4х часов. На съемочной площадке ломалось все, что можно, радиоуправляемая модель Арту- Диту отказывалась принимать сигналы оператора, что вовсе не мешало ей ловить передачи местной радиостанции. Один только Хэмилл хранит радостные воспоминания о тех съемках: "Я сидел в своем быстроходе, рядом со мной был Тони Дениэльс в костюме робота- говорит он,- Я закрывал ладонью съемочную группу и по-настоящему оказывался на Татуине. Мне не надо было представлять, что я там- я БЫЛ там!" Оставив в пустыне кучу мусора- кости дракона и прочие загадки для будущих археологов- группа с удовольствием покидала мирный городок Матаму, где по сей день красуется столб с надписью "Здесь снимались "Звездные войны". (На фотографиях: моменты съемок в Тунисе) Лондонская студия "Эльстри", все 9 павильонов которой были переделаны в интерьеры "Звезды смерти", "Тысячелетнего сокола" и кантины, была куда приятнее. Лукаса раздражала английская привычка работать строго предназначенное на это время- в 5 часов все работники студии сворачивали работу, отключали свет, и не было такой силы, что заставила бы их работать хоть минуту дольше. Актеры развлекались как могли. "Я обожал втыкать карандаши в прическу Кэрри- улыбается Марк,- тогда казалось, что у нее антенны на голове. Кэрри корчила мне забавные рожицы, именно в тот момент, когда я был перед камерой. Обычно я на такие провокации не поддаюсь, но рожи Кэрри были просто из ряда вон." Однажды Лукас заставил Марка и Кэрри провести день в коридорах "Звезды смерти", "чтобы освоились". Кэрри начала сочинять смешные стишки со словом "еврей". Стишки были без смысла, так, чтобы ритма была. Марк помогал ей петь их на разные голоса, а потом ассистент жаловался Лукасу, что у него актеры антисемиты. Дэвид Прауз обожал ходить в своем костюме Дарта Вейдера даже когда не был занят на съемках, зловеще поглядывая на несчастных ассистентов. Энтони Дениэльс раздражал Лукаса своим лондонским акцентом и Лукас постоянно думал об актере на озвучку Це-Трипио, только через год он понял, что Тони- единственный, кто может озвучить робота. Форд продолжал ругать Лукаса за дурацкий сценарий угрожая "связать его и заставить повторять свои собственные диалоги". Однажды он пришел в студию с красными пометками в его копии сценария. "Я не менял смысла фраз- говорит он,- я просто сделал их более произносимыми". Лукас не возражал. Даже всегда покорному и исполнительному Хэмиллу удалось ввернуть шутку: "Там есть сцена, где мы вламываемся в тюремный блок- говорит он,- а охранник спрашивает по какому праву мы там оказались. Дальше шла моя фраза:" Перевод заключенного из блока..."и дальше было много чисел и букв, но мне хотелось "зацепить" Джорджа, и я сказал: "...из блока ТНХ 1138". Где-то на третий дубль до Джорджа дошло в чем дело и он велел мне прекратить, но я все равно сказал". В январе 1977 года Лукас монтирует предварительную версию фильма и показывает ее своим друзьям. Все, кроме Спилберга, считают, что фильм лучше не показывать никому, так как ничего более абсурдного они в своей жизни не видели. При дальнейшей обработке из фильма исчезает один персонаж- Биггс Дарклайтер. Некоторые сцены с Люком переснимаются в калифорнийской пустыне, но все съемки сорваны из-за автокатастрофы, в которой чуть не погиб Марк. Он вылетел через лобовое стекло, разбив себе лицо. Результат был плачевен: сломана скула, разрезаны губы, а нос пришлось собирать и пришивать заново. Именно из-за последствий той аварии фильм "Империя наносит ответный удар" начинается сценой нападения ледового зверя Вампы на Люка: надо-же было как-то объяснить шрамы и новую внешность. На премьеру Марк, которому только- что сняли последние швы явился с лейкопластырем на щеке. На вопрос новоиспеченных фанатов, что с ним приключилось он бодро ответил: "Так, неполадки со световым мечем в четвертой системе". "О, будь с этой штукой поосторожнее,... Люк!"- был ответ. Премьера состоялась в "Китайском театре" 25 мая 1977 года. На следующее утро вся тройка новичков проснулась знаменитой. Страну охватила "Звездная лихорадка". "Мы прилетели на телешоу в Чикаго за неделю до тамошней премьеры фильма- вспоминает Марк Хэмилл,- и увидели там массу народа в аэропорту. Мы стали оглядываться в поисках какой- нибудь знаменитости, которую мы не заметили. Подойдя ближе мы пригляделись и увидели... людей, одетых в костюмы Хана Соло и Дарта Вейдера. Так это нас встречали!". Хэмилл становится любимцем детворы, его с легкостью узнают на улицах Токио, Нью-Йорка, Лондона и Парижа. Фанатки постарше даже разбили лагерь перед его домом. К сожалению первые недели всей этой кутерьмы Джордж пропустил. Опасаясь провала он уехал с женой в первый за много лет отпуск. На Гавайах их уже ждал Стивен Спилберг. Через неделю Джорджу позвонил коммерческий директор студии с известием, что его фильм побил рекорд кассового сбора. Пришло время воспользоваться авторским правом на сопутствующие товары. В ход пошли многочисленные комиксы, футболки, игрушки, жевательная резинка, и даже электрические зубные щетки с изображением всеми любимых героев. "Однажды я попросил Джорджа внести меня в список, на бесплатное получение по одной штуке всего, что он собирался произвести,- смеется Марк.- Я расчитывал получить только книгу, комикс, футболку, плакат и саундтрек. Я же не знал, что игрушки будут приходить сотнями! Лукас уже писал сценарий второго фильма, вернее отдал распоряжение о его написание - теперь он мог это себе позволить. Сам он занимается разработкой новых спец. эффектов в своей компании "Промышленный свет и магия". Катастрофы все еще преследовали его: писавшая сценарий "Империи" Ли Брэкет умирает от рака в марте 1978 года, всего через 2 недели после представления Лукасу первой версии работы. Так что созданного ею Йоды Ли никогда не увидела. Сценарий пришлось дорабатывать, но дань уважения ее последней работе Лукас отдал включив ее имя в титры фильма. Съемки "Империи" начались в Норвегии в марте 1979 года... с ужасного снегопада и таких морозов, каких Норвегия не видела со времен создания своей метеослужбы. Харрисон Форд опаздал на съемку заблудившись по-дороге. Его доставляют персонально в машинном отделении бульдозера. Съемочная группа отрезана от всего мира
новым снегопадом, съемка прекращена. Морозы продолжаются, больше 20 минут
снимать не удается- Марк, которму все время приходится лежать на снегу так
дрожит, что это заметно в кадре. Ледовый зверь Вампа не может пройти и шага- его
сдувает ветром. Ирвин Кершнер отказывается от попыток снять его идущим, поэтому
Вампу во весь рост вам в фильме не увидеть. Марк целый год занимался культуризмом, кэмпо, каратэ и фехтованием, готовясь к финальной дуэли с Дартом Вейдером. Выполнение трюков в его работу не входило. Он мог спокойно предоставить эту работу каскадеру, но Хэмилл настоял на собственном исполнении всех необходимых для роли трюков, кроме одного - падение в окно Города в облаках. Страховая компания запретила Марку делать этот трюк из соображений его безопасности- уж очень велика была вероятность травмы при исполнении прыжка. Нужно было пролететь спиной над разбитым окном, и к тому-же не напороться на выдуваемые из окна предметы. Этот трюк блестяще исполнил Колин Скипинг. Марк все-же удостоился членства в Британском Союзе Каскадеров, чем гордится и по сей день. При исполнении одного трюка он все-же упал и сломал большой палец, съемки дуэли пришлось отложить на неделю. Самой большой проблемой было сохранение настоящего имени Дарта Вейдера в тайне. Лукас хотел шокировать зрителя. Вышли из положения довольно просто: дело в том, что играл Вейдера один актер, а озвучивал другой. Дэвид Прауз получил ложный сценарий, вместо нужной фразы он говори "Это Оби-Ван убил твоего отца" /что, кстати, тоже правда "с определенной точки зрения"/. Настоящую фразу знали только Лукас, Курц /продюсер/, Кершнер и Хэмилл (Лукас объявил ему эту новость непосредственно перед съемкой). На финальном просмотре для съемочной группы эта новость произвела настоящий фурор, а Дэвид Прауз долго не давал покоя режиссеру, повторяя один и тот-же вопрос:"Ну почему ты мне-то ничего не сказал? Премьера "Империи" состоялась 25 мая 1980 года все в том-же "Китайском театре". Публика шокирована, а некоторых особо впечатлительных фанатов Марку пришлось успокаивать собственноручно. С поклонниками он вел себя бесподобно, стараясь каждому уделить свое внимние. Люк Скайуокер стал его "альтер эго", и он вовсю старался сохранить свой имидж. "Возвращение Джедая" стал самым
долгожданным сиквелом в истории кинематографа. Лукас предложил Дэвиду Линчу
возглавить проект, но тот выбра делать свой фильм вместо того, чтобы "плясать
под чужую дудку" и уехал снимать "Дюну". "Джедай" был больше "лукасовский" фильм,
чем "Империя",- говорит Хэмилл.- В "Империи" Лукас снял как режиссер только один
крошечный эпизод, и то только потому, что мы лишились Джона Барри, который был
еще и режиссером второй бригады. На съемках "Джедая" он был постоянно, даже на
примерке костюмов и стройке декораций". Сцены на планете Эндор снимались в национальном парке Северной Калифорнии. "Это то место, где Спилберг снимал своего "Инопланетянина".- Говорит Марк Хэмилл.- Если место кажется вам знакомым, то теперь вы знаете почему". Съемки проходили так тяжело, что однажды утром все актеры- карлики устроили забастовку и их пришлось ловить в аэропорту. Последний день работы в мае 1982 года актеры заканчивают ставя автографы, "Следуй за силой"- можно прочитать над автографом Марка, и "Сам следуй"- над автографом Харрисона. На предварительном просмотре зрители разочарованы сценой гибели "Тысячелетнего сокола" и Лэндо Кальризиана внутри "Звезды смерти". Эти сцены срочно заменены на сцены спасения корабля.
Надежда Маркалова По
книге Dale Pollock. Skywalking. The Life and Films of George Lucas. First Samuel
Trench Edition. 1990
|
По вопросам и предложениям
обращайтесь по E-mail -
naboo@narod.ru |